Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 11 класса общеобразовательных учреждений, авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей. Обучение русскому языку тесно связано с необходимостью подготовки к итоговым испытаниям (ЕГЭ). Цель обучения русскому языку: Важнейшая цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. Задачи обучения: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане Согласно действующему базисному учебному плану ГБОУ № ___ программа по русскому языку для 11-го класса предусматривает обучение предмету в объёме 2 часов в неделю, что соответствует федеральному базисному плану. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 класса и специфики образовательной программы школы. Общая характеристика учебного предмета Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками. Язык обеспечивает преемственность поколений, является ключом к познанию опыта других эпох. Владение русским языком является важной составляющей не только подготовки к овладению профессией, к собственно профессиональной деятельности, но и, собственно, его субъектности. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно- коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах. В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в высших учебных заведениях. В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: 1. коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения); 2. интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация); 3. информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); 4. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). 5. Технологии, используемые в образовательном процессе Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. 1. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе. 2. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и 3. 4. 5. 6. относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Технология индивидуализации обучения Информационно-коммуникационные технологии Используемые формы обучения на уроке на уроке - оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; -взаиморецензирование; -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - выполнение практических заданий из КИМов; - разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; - информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; определение проблемы текста; аргументация своей точки зрения; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование; -создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; - создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения; - создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование. Основные методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу; - различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексикофразеологический, речеведческий); - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта, аннотаций и рецензий); - составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание 27 Единого государственного экзамена; - комментирование орфограмм и пунктограмм. Виды и формы контроля: Все формы контроля по русскрму языку в 11 классе ориентируют обучающихся на сдачу итогового испытания (ЕГЭ). Контроль в разных формах (фронтальный, индивидуальный, групповой) связан с заданиями, ориентированными на КИМ ЕГЭ. Текущий и тематический контроль связан с системным повторением и анализом ошибок в работах учащихся. Результаты изучения предмета «Русский язык»: В результате освоения предметного содержания курса русского языка у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных): Регулятивные: 1. умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели 2. умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; 3. умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. умение использовать различные средства самоконтроля Познавательные: 1. умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности 2. умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности 3. умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках 4. умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи 5. формирование способности выполнять разные виды чтения. 6. формирование системного мышления 7. формирование объектно-ориентированного мышления 8. формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач 9. формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным; Коммуникативные: 1. умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи 2. умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива 3. умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации. 4. формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: 1. формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; 2. формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия, 3. уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей, 4. основ правовой культуры в области использования информации. 5. формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды; формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов. Эти УУД позволяют достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Личностные результаты освоения русского (родного) языка: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения ; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты освоения русского (родного) языка: 1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы Содержание курса Синтаксис и пунктуация (16 часов) Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи . Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Публицистический стиль речи (5 часов) Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Очерк, эссе. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. Художественный стиль речи (4 часа) Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русого синтаксиса. Анализ художественно-языковой и современной формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения. Сложное предложение, итоговое повторение, контрольное предэкзаменационное тестирование (9 часов) Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. Пунктуация в ССП. Пунктуация в предложениях с союзом и. Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Знаки препинания в СПП с одним придаточным. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП. В течение всего года проводится систематическая работа по повторению, обобщению, систематизации, контролю и коррекции знаний учащихся. Углубленное повторение некоторых разделов курса выносится на элективные и консультационные занятия. Тематическое планирование № урок а 1 2 3. 4. 5. 6. Раздел Повторени е изученног о в 59,10класса х Тема Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды и формы контроля Подготовка к экзаменам План Повторение и обобщение пройденного по фонетике, орфоэпии и орфографии Повторительно Обобщение и -обобщающий систематизация пройденного материала Словарносинтаксическая работа, фронтальный опрос, беседа, словарный диктант Повторение и обобщение пройденного по лексике, , морфологии, , орфографии Диктант Повторительно Обобщение и -обобщающий систематизация пройденного материала СловарноПонятия синтаксическая лексикологии работа, фронтальный опрос, беседа, словарный диктант Урок контроля Контрольный урок Основные Повторительно практикум; принципы русской -обобщающий пунктуации. Пунктуационный анализ предложения Словосочетание Повторительно Практикум -обобщающий Виды синтаксической связи. Повторительно Практикум -обобщающий Дата Примечан ие Пунктуационный разбор, работа с текстом, взаимодиктант Составление С\С по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова Распростр.с\с, соглас. Завис.слова с главным, построение Повторение и обобщение знаний по фонетике и орфоэпии Отработать навыки Пунктуационны й разбор предложения Синтаксический разбор словосочетания Работа с фразеологизмам и Факт Синтаксический разбор С\с сущ. В нужном падеже 7. Тестирование 8. Понятие о предложении. Классификация предложений 9. Виды предложений по цели высказывания Повторительно практикум -обобщающий 10 Виды предложений по эмоциональной окраске Пунктуационный анализ предложений разных типов Повторительно практикум -обобщающий Выразительное чтение текстов, ответы на вопросы Повторительно Урок -обобщающий самостоятельной работы Составление таблицы 12 Контрольное тестирование Урок контроля 13 Двусоставные и односоставные предложения 14 Тире между подлежащим и 11 Урок развития Работа с тестом речи Повторительно Практикум -обобщающий Выполнение заданий, аналогичных демоверсии Повторительно Урок самост.работы -обобщающий Урок закрепления Теорет.опрос, беседа Выполнение тестовых заданий Комментированное письмо, разбор предложений по членам предложений, конструирование предложений Фронтальный опрос, беседа, устный рассказ о предложении Предупредительный диктант, составление плана, теорет. материал параграфа Составление предл., использов. в Уметь производить синтаксический разбор предл. Использование в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов Определение грамматической основы предложения Уметь интонационно правильно произносить предложение Знать и пояснять функции главных членов Определять способы сказуемым пройденного материала Распространенные и нераспространенн ые предложения Полные и неполные предложения Повторительно Урок теорет. и -обобщающий практ. работы 17 Тире в неполных предложениях Повторительно Практикум -обобщающий 18 Соединительные тире. Интонационное тире. Повторительно практикум -обобщающий 19 Диктант Урок контроля 20 Синтаксический разбор предложения 21 Знаки препинания в предложениях с однородными 15 16 Повторительно Урок сам. работы -обобщающий Письменная проверка знаний учащихся Повторительно Практикум -обобщающий Повторительно Сопоставление -обобщающий конструкций с распространенными качестве подлеж., неделимые с\с Предупредительный диктант Работа с текстом на уроке Преобразовать полные двусоставные предл. в неполные, проанализировать язык Пунктуационно оформление неполных предложений на письме Работа с учебником и художественными текстами Проверка конспекта выражения подлежащего и сказуемого Уметь находить в тексте распростр. И нераспр.предл. Знать понятие неполных предложений Определять стиль и тип текста у.386 Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполных предложениях Знать порядок синтаксического разбора предложения Знаки препинания в предложениях с членами и нераспространенным и однородными членами Повторительно Практикум Предупредительный -обобщающий диктант однородными членами 22 Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях 23 Знаки препинания при однородных и неоднородных предложениях Повторительно Урок -обобщающий самостоятельной работы Составление конспекта текста; 24 Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимис я союзами Знаки препинания при однородных членах, соединенными повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах Диктант Повторительно Конструирование -обобщающий предложений по схемам. Проверка пунктуации Повторительно Конструирование -обобщающий предложений по схемам. Проверочная работа Запис. в тетр. М.п.стр.210-211 Повторительно Практикум; самост. -обобщающий Работа Теоретический опрос, графический диктант Стр.213-214 (записи в тетр.) Урок контроля знаний Контрольный диктант 25 26 27 Письменная работа Отработка навыков постановки знаков препинания Отработка навыков постановки знаков препинания Составл. Табл. С.208-209 28 Обособленные и необособленные определения Повторительно Практикум -обобщающий 29 Обособленные и необособленные определения Обособленные приложения Повторительно Комбинированный -обобщающий 31 Обособленные обстоятельства Повторительно Составление схем -обобщающий предложений преобразование предложений 32 Обособленные обстоятельства Обособленные дополнения Комбинирован Анализ сложных ный случаев Повторительно практикум -обобщающий Самостоятельная работа Преобразование предложений, их анализ Уточняющие, пояснительные, присоединительн ые члены предложения Комплексный анализ текста Повторительно Практикум, анализ -обобщающий предложений Графический диктант 30 33 34 35 Повторительно Письменная -обобщающий проверка Комбинирован ный Анализ текстов разных жанров Конструирование предложений, замена необособленных определений обособленными Уметь находить грамм.условия обособл. определений, выраженных прич.оборотом и прилагательным с зависимым словом. Конструирование, замена одних конструкций другими, устно составить автобиографию Работа с текстом Знать основные условия обособления приложения Уметь определять условия обособления обстоят. Уметь определять условия обособл. дополнений Иметь представления об уточн.чл.предл. и о свойствах 37 Комплексный анализ текста Знаки препинания при сравнительном обороте Комбинирован Создание текстов ный разных жанров Повторительно практикум -обобщающий 38 Знаки препинания при обращениях Повторительно практикум -обобщающий Сотавл. Табл. «Запятые при обращении» 39 Вводные слова и вставные конструкции Повторительно практикум -обобщающий Заполнение таблицы стр.241 м.п. 40 Междометия. Утвердительные и отрицательные, вопросительновосклицательные слова Повторительно практикум -обобщающий Анализ употребления междометий в 3 явл. 1 действия Гоголя «Ревизор» 41 Р/Р Рассуждение по тексту Урок контроля знаний Рассуждение по алгоритму 36 Практикум Синтаксический и пунктуационный разбор предложений Уметь опознавать синтакс. конструкции со сравнительным оборотом иметь представления об обращении, его основное назначение Уметь употреблять в речи вводные предложения, правильно строить предложения с вводными словами. Уметь производить синтаксический разбор предложений с сводными словами, обращениями, междометиями, уметь правильно ставить знаки препинания. Уметь рассуждать по 42 Понятие о сложном предложении 43 Знаки препинания в ССП. Синтаксический разбор ССП 44 45 46 47 алгоритму Уметь различать виды предложений Повторительно Составление -обобщающий таблицы «Основные виды сложных предложений» Повторительно Практикум -обобщающий Составление таблицы «Основные виды сложных предложений» Тестирование Знаки препинания в СПП Повторительно Практикум -обобщающий Синтаксический и пунктуационный разбор Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор Повторительно Комментированное -обобщающий письмо, объяснительный диктант урок коррекции знаний пунктуационный анализ Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными Устная поверка (индивидуальный опрос) Знать грамматические признаки бессоюзного СП, опознавать их в тексте Практикум Повторительно Составление -обобщающий предложений по схемам Знать грамматические признаки предложения, его строение Знать грамматические признаки СПП, его строение Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными 48 49 50 51 52 бессоюзного сложного предложения Публицистически й стиль и его особенности Анализ текста публицистическог о стиля Проблемный анализ текста публицистическог о стиля Позиция и аргументация в сочинении по тексту Контрольное тестирование Способы передачи чужой речи Комбинирован ный Анализ текста Проблема – комментарий позиция Комбинирован ный Создание текстарассуждения Комбинирован ный Анализ текста Проблема – комментарий позиция Позиция аргументация Комбинирован ный Анализ текста Урок контроля Повторительно Урок-беседа -обобщающий 53 Знаки препинания Повторительно Практикум при прямой речи и -обобщающий при цитировании 54 Художественный стиль и его особенности Тропы в художественном стиле 55 Комбинирован ный Анализ текста Повторительно Практикум -обобщающий Позиция аргументация Проверка знаний учащихся Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам. Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи Знать особенности публицистическ ого текста Выделение и комментировани е проблемы Выделение проблемы и позиции в тексте Аргументация позиции Знать основные способы передачи чужой речи Обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи Анализ текста Задание 24 в демоверии Правильно ставить знаки препинания и 56 Тропы в художественном стиле Повторительно Практикум -обобщающий Урок контроля Повторительно Урок-беседа -обобщающий Записать под диктовку текст, определить, какую функцию в тесте выполняет цитирование Объяснительный диктант, произвести пунктуационный разбор Проверка знаний учащихся Словарный диктант, тест 57 Повторительно Практикум -обобщающий Самост.работа 58 Авторская пунктуация в художественном тексте Диктант 59 Культура речи 60 Итоговое тестирование Итоговое тестирование Стилистика. Разговорный стиль Урок контроля Урок контроля Повторительно Практикум -обобщающий Конструирование предложений 63 Разговорный стиль Повторительно Урок применения -обобщающий знаний и умений Анализ текста 64 Анализ итогового тестирования Урок коррекции знаний Работа над ошибками 61 62 Решение вариантов обосновывать их постановку Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь Уметь соблюдать орфограф., грамматич., лексич. Нормы при построении с\с разных видов Уметь соблюдать стилистические нормы Умение соблюдать стилистические нормы 65 Лингвистический анализ текста Повторительно Практикум -обобщающий 66 Анализ сложных случаев Урок коррекции знаний 67 68 Резервный урок Резервный урок Комплексный анализ Уметь текста анализировать текст Комплексный анализ текста Используемый УМК Учебная программа Учебное пособие для ученика, дидактический материал Учебник Инструмент по отслеживанию результатов Методическое пособие для учителей программа А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой Власенков А.И., РыбченковаЛ.М., Николина Н.А.Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. М,.Просвещение, 2011 Абдуллаева Д.Б., Клишова О.Г. Русский язык, 10-11 классы: рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ. Часть 1, часть 2. - Волгоград: Учитель, 2013. (материал по всем темам) Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11: грамматика, текст, стили речи.-М.: Просвещение, 2009 и последующие издания .Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Ростов н/Д: Легион, 2010 (материал по грамматике, орфографии, синтаксису и пунктуации) Егорова Н.В., Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс.- ;4-е изд., М.: ВАКО,2008. Греков В.Ф. Русский язык.10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2011 Кузнецов А.Ю. и др.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ в 2014 году. Диагностические работы.- М.: МЦНМО, 2014 Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старши классах. - М.: "Просвещение", 2007 Список используемой литературы Литература для учащихся: 1. Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г. 2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко (любое издание с 2008 г) 3. Абдуллаева Д.Б., Клишова О.Г. Русский язык, 10-11 классы: рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ, Часть 1, часть ". - Волгоград: Учитель, 2013 Литература для учителя: 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год. 2. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. 3. Егорова Н.В., Дмитриева А.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2008. 4. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005 (и более поздние издания) 5. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008. 6. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006. 7. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009 8. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2011. Ростов-на Дону: «Легион», 2010 9. Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010 10. С.А.Павлова. Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ. М.: "Дрофа", 2011.