География 7 класс

Пояснительная записка к рабочей программе для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной
программы основного общего образования по географии 7 класс, автор И.В. Душина, М., Дрофа 2009 г., учебного плана школы на 2023-2024
учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География. Материки, океаны,
народы и страны», издательства «Дрофа», 2014 г.
Согласно действующему в школе учебному плану на 2023-2024 учебный год рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 2
часа в неделю, всего 68 часов в год.
Цели обучения географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях ( от локального до
глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование
практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;
- формирование общей культуры, необходимой каждому молодому человеку;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально – экономическими
и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе
и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Материки, океаны, народы и страны» основаны на формировании универсальных учебных
действий.

Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты,
внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера;
- развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о
людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/ понимать:
 основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию,
масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
 взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;





географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов
и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры
по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.

Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
 приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры народов стран мира;
 составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
 определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
 чтения карт различного содержания;
 проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
 принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
 понимания географической специфики регионов и стран мира.
 проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических,
статистических, информационных ресурсов Интернета.
Содержание программы
69 ч (2 часа в неделю)
Раздел I Введение (3 ч)
Тема 1. Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» (1 ч)
Знания материков, океанов, их расположения на карте.
Тема 2. Географическая карта — источник географических знаний (1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с
использованием карты.
Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.
Тема 3. Как люди открывали мир (1 ч)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических
открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса.
Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.



Раздел II Земля — уникальная планета (12 ч +1 ч Обобщение)
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа №1 Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и
океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (3 ч)
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и
осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические
пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Практическая работа №2 Описание климата места по климатической карте.
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН (3 ч)
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана.
Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Контурная карта. Выделение на карте поверхностных течений
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 ч)
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого
вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона.
Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.
Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (2 ч)
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по
удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа№3 Население Земли.

Раздел III Материки и океаны (43 ч +6 ч Обобщение)
Тема 1. АФРИКА ( 9 ч +1 ч Обобщение)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности
природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Практическая работа № 4. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с
севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных
форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и
климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Практическая работа №5: Характеристика ПК по картам.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка.
Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта.
Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия,
Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов;
влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения:
язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и
домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа №6: Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареалов его
распространения. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 2. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4 ч +1 ч Обобщение)
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования
Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их
размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы
на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь
континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной
Австралии). Столица и крупные города.
Практическая работа №7. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных
компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения
островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны
Океании.
Тема 3. ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6 ч + 1 ч Обобщение)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры.
Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние
воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители
растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники
Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности
населения.
Практическая работа № 8. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. Практическая
работа №9: Описание крупных речных систем Южной Америки (по выбору учащихся).
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава
населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и
современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу,
Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов
хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа № 10. Характеристика природы страны и населения (Чили, Венесуэла)
Тема 4. АНТАРКТИДА (2 ч +1 ч Обобщение)
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Тема 5. ОКЕАНЫ (3 ч)
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности
природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана,
природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Практическая работа №11. Изображение на контурной карте шельфа океана и видов хозяйственной деятельности на нём, а так же маршрутов
научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям океана»

Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7 ч +1 ч Обобщение)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых;
климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на
материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты
материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических
условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных
условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные
города, столицы.
Практическая работа № 12 Характеристика климата Северной Америки.
Практическая работа № 13 Характеристика одной из стран Северной Америки
Тема 7. ЕВРАЗИЯ (12ч+2чОбобщение)
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего
массива суши. Отечественные имена на карте Евразии. Практическая работа №14: Особенности географического положения Евразии и его
влияние на природу материка.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых;
климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории
материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате
хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практическая работа № 15. 1. Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения.
Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы
формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран,
входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища,
традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной
экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии,
Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Раздел IV. Земля — наш дом (2 часа + 1 ч Обобщение курса)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы
Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни
людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей.
Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Практическая работа № 16: Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков мира.
1 час – резерв для проведения олимпиадной работы.

вид контроля
Практические работы
Обобщающие уроки
Тестовый контроль
Контурные карты
Контрольные работы
Учебно-методический комплект. Литература

количество часов
(работ)
16
6
6
8
2

оцениваются
16
6
8
2

не
оцениваются

1. Программа Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа,
2009 г.
2. Базовый учебник Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. –
М.: Дрофа, 2010г.
3. Методическое пособие для ученика:
Сиротин В.И. География материков и океанов, 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
География материков и океанов, 7 класс.кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
4. Дополнительная литература:
Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2009.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2009.
Интернет – ресурсы.
Мультимедийные обучающие программы:
География 7 класс. «Наш дом Земля».
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Тематическое планирование по географии 7 класс
(2 часа в неделю)
№
уро
ка
1.

Тема урока

Кол-во
часов

Введение.
Что изучает география
материков и океанов.

3
1

Тип
урока

Вид учебной
деятельност
и

Изучения Вводная
нового
беседа.
материал
а
Работа с
учебником

Планируемые результаты
предметные
Показывать
материки и
части света.
Анализировать
текст учебника,
повторять
приёмы работы
с учебником.

метапредметные
Коммуникативные:п
роявлять активность
во взаимодействии
при решении
познавательных задач.
Регулятивные:состав
лять план и
последовательность
действий, оценивать
результат.

личностные
Осознание
ценности
географических
знаний, как
важнейшего
компонента
научной картины
мира

Вид контроля

Дата
проведения
план

Фронтальный
.
Устный опрос

факт

Познавательные:
строить логические
рассуждения,
умозаключения и
сообщения в устной
форме, делать
выводы.

2.

Как люди открывали
мир.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Сообщения
уч-ся.

Называть имена
мореплавателей
и
путешественник
ов.

Коммуникативные:
проявлять активность
во взаимодействии
при решении
познавательных задач.
Регулятивные:состав
лять план и
последовательность
действий, оценивать
результат.
Познавательные:стр
оить логические
рассуждения, делать
выводы.

Формировать
убеждённость в
познаваемости
окружающего
мира и
достоверности
научного метода
его изучения.
Уметь вести
диалог на основе
взаимного
уважения.

Фронтальный
.

Составлять
перечень
источников
географической
информации.

Коммуникативные:
участвовать в
коллективном поиске;
обмениваться
мнениями, объяснять,

Осознавать свой
мировоззренчески
й выбор,
многообразие
взглядов на

Фронтальный
.

Работа по
карте.

3.

Методы
географических
исследований и
источники

1

Комбини
рованный

Вводная
беседа.
Работа по

Устный опрос

географических знаний

4.

I. ГЛАВНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ.
Состав и строение
литосферы.

карте.

Группировать
карты по
признакам и
давать
характеристику
карты.

защищать свои идеи.
Регулятивные:
понимать учебную
задачу; предлагать
помощь и
сотрудничество.
Познавательные:
описывать и
сравнивать объекты;

методы
географических
исследований и
источников..

Устный опрос

Знать строение
литосферы.
Оценивать и
прогнозировать
по
тектонической
карте изменения
очертаний
материков и
океанов в
будущем

Коммуникативные:
участвовать в
коллективном поиске;
обмениваться
мнениями, объяснять,
защищать свои
идеи.Регулятивные:
понимать учебную
задачу; предлагать
помощь и
сотрудничество.
Познавательные:
описывать и
сравнивать объекты;
самостоятельно
давать определения
понятиям, делать
выводы и
умозаключения.

Отстаивать свою
точку зрения,
приводить
аргументы.
Учиться критично
относиться к
своему мнению.
Осознание
ценности
географических
знаний, как
важнейшего
компонента
научной картины
мира.

Фронтальный
опрос

9

1

Изучение Вводная
нового беседа.
материал
а.
Работа по
карте

Устный опрос

5.

Рельеф Земли.

1

Изучение Вводная
нового беседа.
материал
а.
Работа по
карте

Называть и
показывать на
карте крупные
формы рельефа
и объяснять
зависимость
крупных форм
рельефа от
строения земной
коры.

6.

Климатообразующие
факторы.

1

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
а.
Работа с
картами
атласа.

Выявлять по
картам
зависимость
температуры
воздуха от угла
падения
солнечных
лучей,
закономерности
уменьшения
средних
температур от
экватора к
полюсам.

7.

Климатические пояса
Земли.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.

Составлять
характеристику
процессов и
явлений,
характерных для
каждого
климатического
пояса. Объяснять

Работа по
учебнику.

Практическа

Коммуникативные:п
роявлять активность
во взаимодействии
при решении
познавательных задач.
Регулятивные:состав
лять план и
последовательность
действий, оценивать
результат.
Познавательные:
строить логические
рассуждения,
умозаключения и
сообщения в устной
форме, делать
выводы.
Коммуникативные:
проявлять активность
во взаимодействии
при решении
познавательных задач.
Регулятивные:
составлять план и
последовательность
действий, оценивать
результат.
Познавательные:
троить логические
рассуждения,
умозаключения и
сообщения в устной
форме, делать
выводы.
Коммуникативные
:проявлять
активность во
взаимодействии при
решении
познавательных
задач.
Регулятивные:

Осознание
ценности
географических
знаний, как
важнейшего
компонента
научной картины
мира

Фронтальный
опрос

Объяснять влияние Фронтальный
на климат
опрос
характера
подстилающей
Письменный.
поверхности и
движение
воздушных масс.

Объяснять влияние Фронтальный
на климат
опрос
характера
подстилающей
Письменный
поверхности и
движение
воздушных масс.

я работа №2
«Сравнитель
ное
описание по
климатическ
ой карте основных
показателей
климата
двух
климатическ
их поясов».

8.

Мировой океан –
главная часть
литосферы. Роль
гидросферы в жизни
Земли.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.

проявление в
природе Земли
географической
зональности и
высотной
поясности.

Оценивать роль
океана. Выявлять
зависимость
направления
Работа по
поверхностных
учебнику.
течений от
направления
Практическа ветров.
я работа №3
«Выделение
на карте
территорий,
где в
наибольшей
мере
проявляется
взаимодейст
вие Океана,
атмосферы и
суши».

составлять план и
последовательность
действий, оценивать
результат.
Познавательные:
строить логические
рассуждения,
умозаключения и
сообщения в устной
форме, делать
выводы.

Коммуникативные
:принимать
активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных и
познавательных
задач (задают
вопросы,
формулируют свои
затруднения).
Регулятивные:
принимать и
сохранять учебную
задачу; учитывать
выделенные
учителем ориентиры
действия в новом
учебном материале
в сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
выбирать средства
реализации цели,
применять их на
практике, оценивать
результаты.

Осознание
ценности
географических
знаний, как
важнейшего
компонента
научной картины
мира

Фронтальный
опрос
Письменный.

9.

Жизнь в океане.
Взаимодействие океана
с атмосферой и сушей.

10. Географическая
оболочка планеты.

1

1

Урок
обобщен
ия и
закрепле
ния
знаний.

Вводная
беседа.

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
а.
Работа по
карте.

Показывать
океаны и
некоторые моря,
течения,
объяснять
изменения
свойств
океанических вод.

Знать основные
свойства и
особенности
строения
географической
оболочки. Знать
понятие ПТК

Коммуникативные:
принимать
активность во
взаимодействии для
решения
коммуникативных и
познавательных
задач (задают
вопросы,
формулируют свои
затруднения).
Регулятивные:
принимать и
сохранять учебную
задачу; учитывать
выделенные
учителем ориентиры
действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
выбирать средства
реализации цели,
применять их на
практике, оценивать
результаты.
Коммуникативные:
участвовать в
коллективном
поиске;
обмениваться
мнениями,
объяснять, защищать
свои идеи.
Регулятивные:
понимать учебную
задачу; предлагать
помощь и
сотрудничество.
Познавательные:
описывать и
сравнивать объекты;

Осознание
ценности
географических
знаний, как
важнейшего
компонента
научной картины
мира.

Фронтальный
опрос.

Осознание
ценности
географических
знаний, как
важнейшего
компонента
научной картины
мира.

Фронтальный
опрос

Письменный

11. Географическая
зональность.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Заполнение
таблицы.

12. Население Земли.

1

Комбини Вводная
рованный работа.
Работа по
карте.

1. ОКЕАНЫ И
МАТЕРИКИ.
13. Северный Ледовитый
океаны.

самостоятельно
давать определения .
Показывать на
Коммуникативные:
карте природные участвовать в
зоны, составлять коллективном
краткие описания поиске;
природы
обмениваться
основных зон по мнениями,
различным
объяснять, защищать
источникам
свои идеи.
информации.
Регулятивные:
понимать учебную
задачу; предлагать
помощь и
сотрудничество.
Познавательные:
описывать и
сравнивать объекты
Анализировать
Коммуникативные:
графики
участвовать в
изменения
коллективном поиске;
численности
обмениваться
населения во
мнениями, объяснять,
времени.
защищать свои идеи.
Выявлять
Регулятивные:пони
природные,
мать учебную задачу;
исторические и
предлагать помощь и
экономические
сотрудничество.
причины
Познавательные:
расселения
описывать и
населения
сравнивать объекты;
самостоятельно
давать определения
понятиям, делать
выводы и
умозаключения.

Эмоциональноценностное
отношение к
окружающей
среде,
необходимости её
сохранения и
рационального
использования

Фронтальный
опрос

ЭмоциональноФронтальный
ценностное
опрос
отношение к
окружающей
среде,
необходимости её
сохранения и
рационального
использования .

53
1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа с

Изучать по карте
ГП океанов.
Сравнивать их
компоненты.

Коммуникативные:
проявлять активность
во взаимодействии
при решении

Эмоциональноценностное
отношение к
окружающей

Фронтальный
опрос.

картами
атласа

14. Тихий океан и
Индийский океаны

1

Устанавливать по
картам систему
течений в
океанах.
Оценивать роль
океанов в
хозяйственной
деятельности.
Подготавливать и
обсуждать
презентации об
одном из
океанов.

познавательных
задач.
Регулятивные:
составлять план и
последовательность
действий, оценивать
результат.

Познавательные:
строить логические
рассуждения,
умозаключения и
сообщения в устной
форме, делать
выводы.
Изучать по карте Коммуникативные:
Комбини Вводная
ГП океанов.
полно и точно
рованный беседа.
Сравнивать их
выражать свои мысли
компоненты.
в соответствии
Работа по
Устанавливать по задачами и условиями
карте.
картам систему
коммуникации.
течений в
Регулятивные:
П\р №4
океанах.
самостоятельно
Характерист Оценивать роль выделять и
ика одного океанов в
формулировать
из океанов
хозяйственной
познавательную цель,
деятельности.
искать и выделять
Земли
Подготавливать и необходимую
обсуждать
информацию.
презентации об
Познавательные:у
одном из
меть показывать на
океанов.
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.

среде,
Устный опрос
необходимости её
сохранения и
рационального
использования.

Формировать
убеждённость в
познаваемости
окружающего
мира и
достоверности
научного метода
его изучения

Фронтальный
опрос.
Устный опрос

15. Атлантический океан

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа с
картами
атласа.
Сообщения
уч-ся.

16. Обобщающий урок по
теме «Океаны».

17. Географическое
положение Африки.
История открытия и
исследования.

1

1

Урок
обобщен
ия и
закрепле
ния
знаний

Изучать по карте
ГП океанов.
Сравнивать их
компоненты.
Устанавливать по
картам систему
течений в
океанах.
Оценивать роль
океанов в
хозяйственной
деятельности.
Подготавливать и
обсуждать
презентации об
одном из
океанов.

Коммуникативные:
уметь работать
индивидуально и в
группе: находить
общее решение и
разрешать конфликты
на основе
согласования позиций
и учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение.
Регулятивные:владет
ь основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
Познавательные:оце
нивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.

Осознание
Фронтальный
ценности
опрос.
географических
знаний, как
Устный опрос
важнейшего
компонента
научной картины
мира.

Контрольна
я работа.

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
а
Работа по

Итоговый.
Письменный
опрос.

Определять
географическое
положение
материка и
влияние его на
природу.

Коммуникативные:
принимать активность
во взаимодействии
для решения
коммуникативных и
познавательных задач

Осознание
значимости и
общности
глобальных
проблем
человечества.

Фронтальный
опрос
Устный опрос

карте.

18. Особенности рельефа
Африки. Полезные
ископаемые.

1

Определять
географические
координаты
крайних точек,
протяжённость
материка с севера
на юг в градусах
и километрах

(задают вопросы,
формулируют свои
затруднения).
Регулятивные:
принимать и
сохранять учебную
задачу; учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
выбирать средства
реализации цели,
применять их на
практике, оценивать
результаты.
Составлять
Изучение Вводная
Коммуникативные:
характеристику
участвовать в
нового беседа.
компонентов
коллективном поиске;
материал
природы.
обмениваться
а
Работа по
Объяснять
мнениями, объяснять,
карте.
преобладание в
защищать свои идеи.
рельефе высоких Регулятивные:
Обозначени гор, размещение понимать учебную
е на
полезных
задачу; предлагать
ископаемых.
помощь и
сотрудничество.
к\карте
Познавательные:
крупных
описывать и
форм
сравнивать объекты;
рельефа и
самостоятельно давать
месторожде
определения
ний
понятиям, делать
полезных
выводы и
ископаемых.
умозаключения.

Формировать
убеждённость в
познаваемости
окружающего
мира и
достоверности
научного метода
его изучения.
Самостоятельно
контролировать
своё время и
управлять им.

Фронтальный
опрос
Устный опрос

19. Климат Африки.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа с
картами.
Практическа
я работа №5
«Описание
климата
африкански
х городов».

20. Внутренние воды
Африки.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа по
карте.
Практическа
я работа №6
«Описание
рек Африки
по плану».

Составлять
характеристику
климата одной из
территорий.

Овладение на
Коммуникативные:
принимать активность уровне общего
во взаимодействии
образования
для решения
законченной
коммуникативных и
системой
познавательных
задач
географических
Читать
знаний и умений,
климатограммы. (задают вопросы,
формулируют свои
навыками их
затруднения).Регулят
применения в
ивные: принимать и
различных
сохранять учебную
жизненных
задачу; учитывать
ситуациях.
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
выбирать средства
реализации цели,
применять их на
практике, оценивать
результаты.
Оценивать
ЭмоциональноКоммуникативные:
водные ресурсы.
участвовать в
ценностное
коллективном поиске;
отношение к
обмениваться
окружающей
мнениями, объяснять,
среде,
защищать свои идеи.
необходимости
её сохранения и
Регулятивные:
понимать учебную
рационального
задачу; предлагать
использования.
помощь и
сотрудничество.
Познавательные:
описывать и
сравнивать объекты;
самостоятельно давать
определения
понятиям, делать
выводы и
умозаключения.

Фронтальный
опрос
Письменный

Фронтальный
опрос.
Письменный

21. Природные зоны
Африки.

22. Население Африки.

1

1

Комбини Вводная
рованный беседа.

Оценивать
природные
богатства
Африки.

Коммуникативные:
проявлять активность
во взаимодействии
при решении
Работа по
познавательных задач.
карте.
Регулятивные:
составлять план и
Практическа
последовательность
я работа №7
действий, оценивать
«Описание
результат.
природной
Познавательные:
строить логические
зоны
рассуждения,
Африки по
умозаключения и
плану».
сообщения в устной
форме, делать
выводы.
Анализировать
Изучение Вводная
Коммуникативные:
изменения
принимать активность
нового беседа.
численности
во взаимодействии для
материал
населения
решения
а.
Заполнение
материка во
коммуникативных и
таблицы.
времен, факторы познавательных задач
влияющие на этот (задают вопросы,
Работа по
показатель.
формулируют свои
карте.
Определять по
затруднения).
карте плотность Регулятивные:
населения.
принимать и
Показывать
сохранять учебную
наиболее
задачу; учитывать
крупные страны выделенные учителем
континента.
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:выб
ирать средства
реализации цели,
применять их на
практике, оценивать
результаты.

Понимать
существование
разных мнений и
подходов к
решению
проблем

Фронтальный
.
Письменный
опрос.

Овладение на
уровне общего Фронтальный
образования
законченной
системой
географических
знаний и умений,
навыками их
применения в
различных
жизненных
ситуациях.

23. Страны Северной
Африки.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа по
карте.

24. Страны Судана и
Центральной Африки.

1

Комбини Водная
рованный беседа.
Работа по
карте.
Сообщения
уч-ся

Показывать на
карте и
определять ГП
региона и стран в
его пределах.
Выявлять общие
черты природы,
природных
богатств,
этнического и
религиозного
состава
населения и его
хозяйственной
деятельности

Коммуникативные:п
ринимать активность
во взаимодействии
для решения
коммуникативных и
познавательных задач
(задают вопросы,
формулируют свои
затруднения).
Регулятивные:
принимать и
сохранять учебную
задачу; учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в
новом учебном
материале в
сотрудничестве с
учителем.
Познавательные:
выбирать средства
реализации цели,
применять их на
практике, оценивать
результаты.
Изучать по карте Коммуникативные:
ГП и состав
полно и точно
региона,
выражать свои мысли
Объяснять
в соответствии
особенности
задачами и условиями
природы,
коммуникации.
этнический
Регулятивные:
состав населения, самостоятельно
памятники
выделять и
природного и
формулировать
культурного
познавательную цель,
наследия.
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
уметь показывать на
карте и определять
географическое

Овладение на
Фронтальный
уровне общего
опрос.
образования
Устный.
законченной
системой
географических
знаний и умений,
навыками их
применения в
различных
жизненных
ситуациях

Формировать
Фронтальный
убеждённость в
опрос.
познаваемости
Устный.
окружающего
мира и
достоверности
научного метода
его изучения

25. Страны Восточной
Африки.

1

положение объектов
географии.
Устанавливать
Комбини Вводная
Коммуникативные:
отличия природы полно и точно
рованный беседа.
Восточной
выражать свои мысли в
Африки
от
соответствии задачами
Работа по
других регионов и условиями
карте.
материка.
коммуникации.
Составлять по
Регулятивные:
Практическа картам и тексту
самостоятельно
я работа №8 учебника
выделять и
«Описание характеристику
формулировать
стран
страны, выявлять познавательную цель,
искать и выделять
Африки по в ней черты,
характерные для необходимую
плану».
всего региона.
информацию.
Познавательные:
Вводная
уметь показывать на
беседа.
карте и определять
географическое
Работа по
положение объектов
карте.
географии.

26. Страны Южной
Африки.

1

27. Обобщающее
повторение по теме
«Африка».

1

Урок
Контрольна Устанавливать
отличия природы
обобщен
я работа
Южной Африки
ия знаний
от других
регионов
материка.

28. Австралия.
Географическое
положение и история
исследования
материка. Рельеф.

1

Урок
изучения
нового
материал
а

Вводная
беседа.
Работа по
карте.

Определять
географическое
положение
материка и
влияние его на
природу.
Определять
географические
координаты

Эмоциональноценностное
отношение к
окружающей
среде,
необходимости
её сохранения и
рационального
использования.

Фронтальный
опрос.
Письменный
опрос..

Осознание
Письменный
ценности
географических
Итоговый.
знаний, как
важнейшего
компонента
научной
картины мира.
Овладение на
Коммуникативные:
Фронтальный
уметь работать
уровне общего опрос
индивидуально и в
образования
группе: находить общее законченной
решение и разрешать
системой
конфликты на основе
географических
согласования позиций и знаний и
учета интересов;
умений,
формулировать,
навыками их

крайних точек,
протяжённость
материка с севера
на юг.
Устанавливать
причины
выровненного
рельефа, сухости
климата.

29. Климат. Внутренние
воды. Природные
зоны.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
.
Работа по
карте.
ИКТ.
Заполнение
таблицы.
Составление
географичес
кого
описания
природных
зон
материка

Читать
климатограммы,
Оценивать
природные
богатства
Австралии.
Объяснять
причины
эндемического
органического
мира.

аргументировать и
отстаивать свое
мнение.
Регулятивные:
владеть основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
Познавательные:
оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.
Коммуникативные:
полно и точно
выражать свои мысли в
соответствии задачами
и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать, искать
и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
уметь показывать на
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.

применения в
различных
жизненных
ситуациях.

Овладение на
уровне общего
образования
законченной
системой
географических
знаний и
умений,
навыками их
применения в
различных
жизненных
ситуациях

Фронтальный
.
Устный
опрос.

30. Население Австралии.
Австралийский союз.

31. Океания.

1

1

Изучение Вводная
нового беседа.
материал
а
Работа по
карте.

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа по
карте.
Сообщения
уч-ся.

32. Южная Америка:
географическое
положение. История
открытия и освоения.

1

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
а.
Работа по
карте.

Составлять
характеристику
населения
страны.
Сравнивать
население
Австралии и
Африки. Читать
карту, оценивать
роль природных
ресурсов.
Выявлять
причины
изменения
природы
материка

Коммуникативные:
полно и точно выражать
свои мысли в
соответствии задачами и
условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать , искать
и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные: уметь
показывать на карте и
определять
географическое
положение объектов
географии.
Описывать по
Коммуникативные:про
карте
являть активность во
географическое
взаимодействии при
положение
решении
Океании.
познавательных задач.
Группировать
Регулятивные:
острова по
составлять план и
происхождению. последовательность
Объяснять связь действий, оценивать
рельефа и
результат.
полезных
Познавательные:
ископаемых с
строить логические
происхождением рассуждения,
островов.
умозаключения и
Анализировать
сообщения в устной
состав населения. форме, делать выводы.
Изучать и
Коммуникативные:
описывать по
уметь работать
карте
индивидуально и в
географическое
группе: находить общее
положение
решение,
материка и
формулировать,
влияние его на
аргументировать и

Овладение на
уровне общего
образования
законченной
системой
географически
х знаний и
умений,
навыками их
применения в
различных
жизненных
ситуациях

Фронтальный
.

Формировать
убеждённость
в
познаваемости
окружающего
мира и
достоверности
научного
метода его
изучения

Фронтальный
.

Осознание
ценности
географически
х знаний, как
важнейшего
компонента
научной

Фронтальный
.

Устный
опрос.

Устный
опрос.

Устный
опрос.

.

33. Особенности рельефа
Южной Америки.
Размещение полезных
ископаемых на
материке.

1

34. Климат и внутренние
воды Южной Америки.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа по
карте.

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал

природу

Составлять
характеристику
компонентов
природы.
Объяснять
преобладание в
рельефе высоких
гор, размещение
полезных
ископаемых.

Составлять
характеристику
климата одной из
территорий.

отстаивать свое мнение.
Регулятивные: владеть
основами самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
Познавательные:
оценивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности
Коммуникативные:
полно и точно выражать
свои мысли в
соответствии задачами и
условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные: уметь
показывать на карте и
определять
географическое
положение объектов
географии.

картины мира.

Коммуникативные:
полно и точно выражать
свои мысли в
соответствии задачами и

Эмоционально- Фронтальный
ценностное
.
отношение к
окружающей

Эмоционально- Фронтальный
ценностное
.
отношение к
окружающей
Устный
среде,
опрос.
необходимости
её сохранения
и
рационального
использования.

а.

Работа по
карте.

Читать
климатограммы.
Оценивать
природу Южной
Америки с
природой
Африки и
Австралии.

35. Природные зоны
Южной Америки.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.

Оценивать
природные
ресурсы.

Работа по
карте.
Практическа
я работа №9
«Описание
природной
зоны
Южной
Америки по
плану».

36. Население Южной
Америки.

1

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
а.
Работа по

Анализировать
изменения
численности
населения
материка во

Устный
опрос.

условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные: уметь
показывать на карте и
определять
географическое
положение объектов
географии.
Коммуникативные:
уметь работать
индивидуально и в
группе: находить общее
решение
.Регулятивные: владеть
основами самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
Познавательные:
оценивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.

среде,
необходимости
её сохранения
и
рационального
использования.

Коммуникативные:
уметь работать
индивидуально и в
группе. Регулятивные:
владеть основами

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географически
х знаний, как
Устный
важнейшего

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географически
х знаний, как
Письменный
важнейшего
компонента
научной
картины мира

карте.

37. Страны востока
материка. Бразилия.
Аргентина

38. Обобщающее
повторение по теме
«Южная Америка».

1

1

времен, факторы
влияющие на
Сообщения этот показатель.
Определять по
уч-ся
карте плотность
населения.
Показывать
наиболее
крупные страны
континента.
Определять
Изучение Работа по
географическое
нового
карте.
положение
материал
а.
Практическа страны.
Объяснять
я работа
особенности
№10
компонентов её
«Описание природы.
стран
Выявлять по
Южной
картам
Америки по природные
плану».
богатства.

Урок
обобщен
ия
знаний.

Контрольна
я работа.

самоконтроля,
компонента
самооценки, принятия
научной
решений.
картины мира.
Познавательные:
оценивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.

Коммуникативные:
уметь работать
индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Регулятивные: владеть
основами самоконтроля,
самооценки, принятия
Составлять по
решений и
картам и тексту
осуществления
учебника
осознанного выбора в
характеристику
страны, выявлять учебной и
познавательной
в ней черты,
характерные для деятельности.
Познавательные:
всего региона.
оценивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.

Формировать
убеждённость
в
познаваемости
окружающего
мира и
достоверности
научного
метода его
изучения

опрос.

Фронтальный
.
Письменный.

Письменный
опрос

39. Полярные области.
Антарктика:
особенности
географического
положения.

1

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
а.
Работа по
карте.

40. Природа Антарктиды.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.

Выявлять
своеобразие
географического
положения
Антарктиды и
объяснять его
влияния на
природу.
Показывать на
карте научные
станции.
Устанавливать
причины
особенностей
рельефа, климата
и других
компонентов
природы.

Коммуникативные:
полно и точно выражать
свои мысли в
соответствии задачами
и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
уметь показывать на
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.

Формировать
Фронтальный
убеждённость
в
Устный
познаваемости опрос.
окружающего
мира и
достоверности
научного
метода его
изучения

Письменный
опрос.

Работа по
карте.
Практическа
я работа
№11
«Сравнение
природы
Антарктиды
и
Антарктики
».
41. Северная Америка:
географическое
положение. История
открытия и
исследования

1

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
Работа по

Оценивать
влияние
географического
положения на
природу материка

Коммуникативные:про
являть активность во
взаимодействии при
решении
познавательных задач.

Осознание
Фронтальный
ценности
географически Устный
х знаний, как
важнейшего

материка.

42. Рельеф и полезные
ископаемые Северной
Америки.

а.

1

карте.

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа по
карте.

43. Климат Северной
Америки.

1

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
Работа по

Называть и
показывать на
карте крупные
формы рельефа и
объяснять
зависимость
крупных форм
рельефа от
строения земной
коры

Читать
климатограммы.
Определять
взаимосвязь

Регулятивные:
составлять план и
последовательность
действий, оценивать
результат.
Познавательные:
строить логические
рассуждения,
умозаключения и
сообщения в устной
форме, делать выводы.
Коммуникативные:уме
ть работать
индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учета интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое
мнение.Регулятивные:в
ладеть основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
Познавательные
:оценивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.
Коммуникативные:
полно и точно выражать
свои мысли в
соответствии задачами

компонента
опрос.
научной
картины мира.

Осознание
Фронтальный
ценности
географически Устный
х знаний, как опрос.
важнейшего
компонента
научной
картины мира

Эмоционально- Фронтальный
ценностное
.
отношение к
окружающей
Письменный

а.

44. Внутренние воды
Северной Америки.

1

карте.

географического
положения,
Практическа рельефа и
климата материка.
я работа
№12
«Описание
климата
отдельных
территорий
Северной
Америки».

Комбини Вводная
рованный беседа.

и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
уметь показывать на
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.

среде,
опрос.
необходимости
её сохранения
и
рационального
использования.

Коммуникативные:
уметь работать
индивидуально и в
группе: формулировать,
аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Регулятивные: владеть
основами самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
Познавательные:
оценивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географических
знаний, как
Письменный.
важнейшего
компонента
научной
картины мира.

Работа по
карте.

Фронтальный
Устный
опрос.

Заполнение
таблицы.
45. Природные зоны
Северной Америки.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.

Обсуждать
последствия
хозяйственной
деятельности в
Работа по
использовании
карте.
природных
богатств материка
Практическа и необходимые
я работа
меры по
№13
сохранению
«Описание природы
природных континента
зон
Северной
Америки по
плану».

возможности ее
решения.

46. Население и страны
Северной Америки.

1

.
Вводная
Комбини беседа.
рованный
Работа по
карте.
Заполнение
таблицы.

47. США

1

.
Вводная
Комбини беседа.
рованный
Работа по
карте.
Сообщения
уч-ся

Анализировать
изменения
численности
населения
материка во
времен, факторы
влияющие на этот
показатель.
Определять по
карте плотность
населения.
Показывать
наиболее крупные
страны
континента.

Коммуникативные:
уметь работать
индивидуально и в
группе Регулятивные:
владеть основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
Познавательные:
оценивать правильность
выполнения учебной
задачи
Давать оценку
Коммуникативные:
географического уметь работать
положения США. индивидуально и в
Составлять
группе: формулировать,
характеристику
аргументировать и
природы и
отстаивать свое мнение.
природных
Регулятивные: владеть
богатств, их
основами самоконтроля,
использование в самооценки, принятия
хоз. деятельности. решений и
Описывать
осуществления
отдельные
осознанного выбора в
природные
учебной и
комплексы с
познавательной
использованием
деятельности.
карт.
Познавательные:
оценивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.

Формировать
Фронтальный
убеждённость в .
познаваемости
окружающего Устный
мира и
достоверности
научного
метода его
изучения

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географических
знаний, как
Устный
важнейшего
компонента
научной
картины мира.

48. Население и страны
Северной Америки.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
.
Работа по
карте.

49. Обобщающее
повторение по теме
«Северная Америка».

1

Урок
Контрольна
обобщен
я работа
ия знаний

50. Евразия:
географическое
положение и история
исследования
материка.

1

Анализировать
изменения
численности
населения
материка во
времен, факторы
влияющие на этот
Практическа показатель.
я работа
Определять по
№14
карте плотность
«Описание населения.
Показывать
стран
Центрально наиболее крупные
й Америки страны
континента.
по плану».

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
а.
Работа по
карте.

Коммуникативные:
уметь работать
индивидуально и в
группе Регулятивные:
владеть основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной
деятельности.
Познавательные:
оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи

Формировать
Фронтальный
убеждённость в
.
познаваемости
окружающего
Устный
мира и
достоверности
научного
метода его
изучения

Итоговый.
Письменный.
Оценивать
влияние
географического
положения на
природу материка

Коммуникативные:
полно и точно
выражать свои мысли в
соответствии задачами
и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
уметь показывать на
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.

Формировать
Фронтальный
убеждённость в
.
познаваемости
окружающего
Устный
мира и
опрос.
достоверности
научного
метода его
изучения

51. Особенности рельефа и
полезные ископаемые
Евразии.

52. Климат Евразии.

1

1

Изучение Вводная
нового
беседа.
материал
а.
Работа по
карте.

Называть и
показывать на
карте крупные
формы рельефа и
объяснять
зависимость
крупных форм
рельефа от
строения земной
коры

Коммуникативные:
полно и точно
выражать свои мысли в
соответствии задачами
и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
уметь показывать на
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.
Читать
Коммуникативные:
Комбини Вводная
климатограммы.
проявлять активность
рованный беседа.
Сравнивать
во взаимодействии при
климат.
Оценивать
решении
Работа по
климатические
познавательных задач.
карте.
условия для жизни Регулятивные:
и хозяйственной
составлять план и
Практическа деятельности
последовательность
я работа
действий, оценивать
№15
результат.
«Описание
Познавательные:
строить логические
климата
рассуждения,
различных
умозаключения и
территорий
сообщения в устной
Евразии».
форме, делать выводы.

Осознание
ценности
географически
х знаний, как
важнейшего
компонента
научной
картины мира.

Фронтальный
.
Устный опрос

Эмоционально- Фронтальный
ценностное
.
отношение к
окружающей
Письменный.
среде,
необходимости
её сохранения и
рационального
использования.

53. Внутренние воды
Евразии.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа по
карте.
Работа по
к.к.

Оценивать
обеспеченность
Внутренними
водами и
показывать на
карте и определять
их географическое
положение,
определять и
называть
некоторые
отличительные
признаки

Коммуникативные:
полно и точно
выражать свои мысли
в соответствии
задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
уметь показывать на
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.

Эмоционально- Фронтальный
.
ценностное
Устный
отношение к
опрос.
окружающей
среде,
необходимости
её сохранения и
рационального
использования.

54. Природные зоны
Евразии.

1

Изучение
нового
материал
а.

Оценивать
природные
ресурсы.

Коммуникативные:
регулировать и
отстаивать свое
мнение.
Регулятивные:
владеть основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений
Познавательные:
оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи.

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географических
знаний, как
Устный опрос
важнейшего
компонента
научной
картины мира.

Коммуникативные:
проявлять активность
во взаимодействии при
решении
познавательных задач.
Регулятивные:

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географических
знаний, как
Устный опрос
важнейшего
компонента

Вводная
беседа.
Работа по
карте.
Заполнение
таблицы.

55. Природные зоны и
высотная поясность
Евразии.

56. Население и страны
Евразии.

1

1

Комбини Работа по
рованный карте.

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа по

Анализировать
изменения
численности
населения
материка во
времен, факторы

Фронтальный
.
Устный опрос

карте.

57. Зарубежная Европа.
Страны Северной и
Западной Европы.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа по
карте.
Заполнение
таблицы.

58. Страны Восточной
Европы.

1

Комбини Вводная
рованный беседа.
Работа по
карте.
Сообщения
уч-ся.

влияющие на этот
показатель.
Определять по
карте плотность
населения.
Показывать
наиболее крупные
страны
континента.

составлять план и
последовательность
действий, оценивать
результат.
Познавательные:
строить логические
рассуждения,
умозаключения и
сообщения в устной
форме, делать выводы.
Давать оценку
Коммуникативные:
географического полно и точно
положения стран. выражать свои мысли в
Составлять
соответствии задачами
характеристику
и условиями
природы и
коммуникации.
природных
Регулятивные:
богатств, их
самостоятельно
использование в выделять и
хозяйственной
формулировать
деятельности.
познавательную цель,
Описывать
искать и выделять
отдельные
необходимую
природные
информацию.
комплексы с
Познавательные:
использованием
уметь показывать на
карт.
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.
Давать оценку
Коммуникативные:ум
ГП. Составлять
еть работать
характеристику
индивидуально и в
природы и
группе:
природных
Регулятивные:владеть
богатств, их
основами
использование в самоконтроля,
хоз. деятельности. самооценки, принятия
Описывать
решений и
отдельные
осуществления
природные
осознанного выбора в
комплексы с
учебной и

научной
картины мира

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географических
знаний, как
Устный опрос
важнейшего
компонента
научной
картины мира

Осознание
ценности
географически
х знаний, как
важнейшего
компонента
научной
картины мира

Фронтальный
.
Устный опрос

использованием
карт.

59. Страны Южной
Европы.

60. Зарубежная Азия.
Страны Юго-Западной
Азии.

61. Страны Закавказья и
Центральной Азии.

1

1

1

познавательной
деятельности.
Познавательные:оцен
ивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.
Уметь давать
Коммуникативные:по
Комбини Вводная
описания
лно и точно выражать
рованный беседа.
природы и
свои мысли в
основных
занятий
соответствии задачами
Работа по
населения,
и условиями
карте.
используя карты коммуникации.
атласа .
Регулятивные:
Практическа показывать
самостоятельно
я работа
наиболее крупные выделять и
№16
государства на
формулировать
«Описание материках
познавательную цель,
искать и выделять
стран
необходимую
Зарубежной
информацию.
Европы по
Познавательные:уметь
плану».
показывать на карте и
определять
географическое
положение объектов
географии.
показывать
Коммуникативные:по
Комбини Вводная
наиболее крупные лно и точно выражать
рованный беседа.
государства на
свои мысли в
материках
соответствии задачами
Работа по
и условиями
карте.
коммуникации.
Регулятивные:самосто
Комбини Вводная
ятельно выделять и
рованный беседа.
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
Работа по
необходимую
карте.
информацию.
Познавательные:уметь
Сравнение

Осознание
ценности
географически
х знаний, как
важнейшего
компонента
научной
картины мира.

Осознание
ценности
географически
х знаний, как
важнейшего
компонента
научной
картины мира.

Фронтальный
.
Устный опрос

Фронтальный
.
Устный опрос

Фронтальный
.
Устный опрос

стран.

62. Страны Восточной
Азии (Япония, Китай).

1

63. Страны Южной и ЮгоВосточной Азии.

1

64. Страны СНГ
(Закавказье и Средняя
Азия).

1

Комбини Вводная
рованный беседа.

показывать на карте и
определять
географическое
положение объектов
показывать
наиболее крупные
государства на
материках

Коммуникативные:пол
но и точно выражать
свои мысли в
соответствии задачами и
Сообщения
условиями
уч-ся
коммуникации.
Регулятивные:самосто
ятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
уметь показывать на
карте и определять
географическое
положение объектов
показывать
Комбини Вводная
Коммуникативные:
наиболее крупные полно и точно выражать
рованный беседа.
государства на
свои мысли в
материках
соответствии задачами и
Работа по
условиями
карте.
коммуникации.
Регулятивные:
Практическа
самостоятельно
я работа
выделять и
№17
формулировать
«Описание
познавательную цель,
искать и выделять
стран Азии
необходимую
по плану».
информацию.
Познавательные:
Комбини Вводная
уметь показывать на
рованный беседа.
карте и определять
Работа по
географическое
карте.
положение объектов
географии.

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географически
х знаний, как
Устный опрос
важнейшего
компонента
научной
картины мира.

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географически
х знаний, как
Устный опрос
важнейшего
компонента
научной
картины мира

Фронтальный
.
Устный опрос

65. Обобщающее
повторение по теме
«Евразия».

1

1. Земля – наш дом
66. Взаимодействие
человеческого
общества и природы.

3
1

67. Уроки жизни.
Сохранить
окружающую природу.

1

Закрепле Контрольна
ние
я работа
ЗУНов по
разделу.

.
Вводная
Изучение беседа.
нового
материал
а.

Комбини
рованный
.

Вводная
беседа.
Составление
схемы.

Письменный
опрос.
Итоговый.

показывать
наиболее крупные
государства на
материках

Приводить
примеры
воздействия и
изменений
природы на
материках под
влиянием
деятельности
человека.

Коммуникативные:по
лно и точно выражать
свои мысли в
соответствии задачами
и условиями
коммуникации.
Регулятивные:самосто
ятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:
уметь показывать на
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.
Коммуникативные:
полно и точно выражать
свои мысли в
соответствии задачами
и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать и выделять
необходимую
информацию.
Познавательные:

Формировать
Фронтальный
убеждённость в
.
познаваемости
окружающего
Устный
мира и
опрос.
достоверности
научного
метода его
изучения

Осознание
Фронтальный
ценности
.
географических
знаний, как
Устный
важнейшего
опрос.
компонента
научной
картины мира.

уметь показывать на
карте и определять
географическое
положение объектов
географии.

68. Обобщение учебного
материала всего курса.

69. Итоговое тестирование 1
по курсу «География
материков и океанов»

1

Урок- Вводная
практику беседа.
м
Работа по
заданиям и
вопросам.

Обобщить и
систематизироват
ь изученный
материал

Устный опрос

Контроль Тестирова
ное
ние
тестирова
ние и
работа
над
ошибкам
и

Оценивать
усвоенные знания
и умения
применять их на
практике

Итоговый.
Письменный.

Практическая работа №1
Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов Земли
А. 1. Пользуясь картой атласа нанести границы литосферных плит Земли и подписать их;
2. Выделить в пределах материковой части плит платформы, пользуясь картой строения земной коры в атласе;
3. Найти на физической карте эти же места и определить формы рельефа. Подписать название на к/к в районе платформ;
4. Нанести штриховкой пояса землетрясений и вулканизма Земли;
5. Нанести без подписи направление горных систем мира на материках.
Б. В океанах - направление подводных хребтов.

Какой вывод можно сделать из наложения карт о а) размещении равнин;
б) размещении горных систем
в пределах литосферных плит?
Практическая работа №2
Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте
1. Найти на карте "Климатические пояса Земли" примерные средние параллели для каждого климатического пояса:
а) эк 0?; б) суб 10?; в) троп. 20?; г) субтр. 40?; д) умер. 50?; е) 60?
1. провести примерные границы поясов Земли на к/к и подписать их сокращенно;
2. показать направления постоянных ветров в тропическом, умеренном и полярных поясах стрелками;
3. нанести на карту город с карточки. Описать климат в этом городе (6 вариантов):
а) - ср. t? января;
б) - ср. t? июля;
в) - амплитуда;
г) - мин t?;
д) - макс. t?;
е) - годовое кол-во осадков;
ж) - направление ветров летом;
з) - направление ветров зимой;
и) климатический пояс города.
Практическая работа №3
См. учебник стр.70
Практическая работа №4
Описание географического положения материка
Пользуясь физической картой полушарий и материка, описать его положение:
План
Африка
Австралия

Как расположен относительно экватора, тропиков?
Как расположен относительно 0? меридиана?
Крайние точки:
С
Ю
З
В
4 Какие океаны омывают?
5 Какие моря и заливы омывают?
6 Как лежит относительно других материков?
7 В каких климатических поясах расположен?
Одна колонка таблицы у каждого варианта остается пустой.
1
2
3

Практическая работа №5
Характеристика ПК Африки по картам.
Пользуясь картами строения земной коры мира, физической картой Африки, климатической природных зон и комплексной, дать описание ПК:
а) - северо-западной части;
б) - юго-западной части.
По плану:
o Географическое положение ПК;
o Рельеф территории в зависимости от строения земной коры;
o Полезные ископаемые в ПК;
o Климатический пояс и его черты;
o Водные объекты и их характерные черты;
o Типичные растения и животные в ПК;
o Возможности хозяйственной деятельности людей.
Практическая работа №6 « Описание страны по плану»
Характеристика страны
план

тезисы

1
2
3

4

5

ГП (часть материка, соседи, столица);
Народы страны (раса, язык, размещение по стране);
Особенности природы:
а) рельеф,
б) полезные ископаемые,
в) климат,
г) реки, озера,
д) природные комплексы
Хозяйственная деятельность человека
а) виды занятий,
б) крупные города
Экологические проблемы

Практическая работа №7
Сравнение географического положения Африки и Австралии
Основой для выполнения работы служит практическая работа №5.
1. Заполнить пустующую колонку в ПР. №5;
2. Определить географические координаты крайних точек;
3. Назвать черты сходства в положении Африки и Австралии (написать в тетради как вывод);
4. В чем главное отличие положения материков?

Практическая работа №8
Сравнение ГП материков Южная Америка и Африка, черты сходства и различия.
Вопросы сравнивания
Черты сходства
1
2

Положение к экватору, к тропикам, к 0? меридиану.
Протяженность с севера на юг, с запада на восток в самых
широких местах

Черты различия
только Ю. Америка

только Африка

3
4
5
6

В каких климатических поясах лежат
В каких климатических поясах лежат самые широкие части
Какие океаны и моря омывают
Как лежит по отношению к другим материкам

Практическая работа №9
Описание реки Южной Америки (Ориноко, Парана)
Описать реку Ориноко, Парана, пользуясь картами атласа, таблицами атласа и планом.
Описание можно оформить в таблицу или в повествовательный текст, а можно сделать в к/к, применив условные обозначения.
План:
1. Географическое положение:
а) в какой части материка;
б) исток, направление течения, устье;
в) бассейн какого океана;
г) длина реки.
o Каков рельеф местности, по которому течет река. Как это влияет на ее характер течения? Характер течения реки.
o Питание и режим реки. В каких климатических поясах течет река, как это влияет на ее питание и режим?
o Хозяйственное использование реки человеком.
o Как может измениться природа реки в будущем?
Практическая работа №10
Характеристика природы страны и населения одной из стран Ю.Америки
Дать описание страны: Чили, Венесуэла.
План:
1. Географическое положение (часть материка, соседи, выход в океан, море, столица).
2. Особенности рельефа (основные формы, высоты). Полезные ископаемые, влияние на хозяйственную деятельность.
3. Климатические условия (пояс, t? января, , t? июля, годовые осадки), наличие сезонов. Влияние на хозяйственную деятельность.
4. Реки и озера. Использование в хозяйстве.
5. Природные зоны (растительность, почвы, животные).
6. Народы страны, их основные занятия. Орудия труда, жилища, одежда, традиции.

7. Крупные города.
8. Какие культуры выращивают, каких животных разводят.

Практическая работа №11
Обозначение на к/к маршрутов научных экспедиций в 4-х океанах мира. Обозначение на карте 1-2 объектов путешествий, чьими именами
названы объекты.
А. 1. На карте мира нанести по 2-3 маршрута любых путешествий в пределах океана стрелками, на стрелке указать годы и руководителя
путешествия;
Воспользуйтесь перечнем "Важнейшие географические открытия и путешествия"
2. Найти в океане 1-2 объекта, которые носят названия, связанные с людьми, участвовавшими в обозначенных экспедициях.
Можно, наоборот, нанести 1-2 объекта, а потом экспедиции этих ученых.
Б. Смоделируйте свою собственную экспедицию в один из океанов, на стрелке напишите цель вашего путешествия.

Практическая работа №12
Характеристика особенностей климата Северной Америки.
Заполнить таблицу с помощью карты:
Средняя Средняя
Годовое
Режим
Территория t?
t? июля
количество осадков
широта
января
осадков
П-ов Аляска 0 -8?
+10?
2000 м
Весь год
55? с. ш.
-16?
+16?
500 м
много
П-ов
Больше
Лабрадор
летом

Климат
пояс

Тип климата

Умеренный
умеренный

Умеренно
континент

П-ов
+8?
Калифорния +16?
30? с.ш.
П-ов
Флорида
Черты сходства

+16?+24?
+24?+30?

250-500
1000-2000

Зимой
больше
Весь год,
больше
летом

Субтр.
Субтр.

Средизем.
муссон

Практическая работа №13
Характеристика одной из стран Северной Америки (по контурной карте)
Пользуясь разными картами атласа, дайте характеристику страны:
Мексика - Канада картографическим способом. На к/к нанести особенности стран в соответствии с планом описания страны.
1. Географическое положение (границы, соседи, моря, океаны);
2. Рельеф и полезные ископаемые;
3. Реки и озера;
4. Границы климатических поясов;
5. Штриховкой природные зоны;
6. Крупные города;
7. Условно, что выращивают, кого разводят;
8. Выделить территории, наиболее освоенные человеком.

Практическая работа №14
Особенности географического положения Евразии и его влияние на природу материка
Взаимосвязь географического положения и особенностей природы
План описания
Фактор
Следствие в
№
географического
особенностях природы
положения
1
Величина материка
2
Положение

3
4
5
6

к экватору,
к тропикам,
к полярному кругу
Протяженность С-Ю, З-В,
координаты крайних точек;
Омываемые океаны
Климатические пояса
Положение к материкам

Практическая работа № 15
Характеристика климата места по климатограмме
А. Пользуясь карточкой диаграммы определить:
1. Среднюю температуру января 2. Среднюю температуру июля 3. Амплитуду 4. Годовое количество осадков 5. Их режим в течение года 6. Самый влажный месяц 7. Самый сухой месяц 8. Выражены ли времена года. Какие?
9. Сделать вывод: какой это климатический пояс и тип климата.
Б. Получают две диаграммы Евразии и Северной Америки. Делают вывод о сходстве и различии
Практическая работа №16
Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков мира
o Выбери на твой взгляд место на Земле, где существует необходимость создания заповедника или национального парка;
o Опиши географическое положение будущего объекта;
o Обоснуй, что именно надо создать: Заповедник или Национальный парк;
o Какие объекты природы и почему будут взяты под охрану?
o Нарисуй или составь аппликацию эмблемы своего объекта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».