2. Цели и задачи методического объединения 2.1. Методическое объединение учителей-предметников создается как одна из форм самоуправления в целях: совершенствования методического и профессионального мастерства учителей; организации взаимопомощи для обеспечения соответствия современным требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников; объединения творческих инициатив; разработки современных требований к уроку, классному часу, внеурочному мероприятию и т.п. 2.2. Методическое объединение учителей-предметников решает следующие задачи: изучение нормативной и методической документации по вопросам образования; отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости; анализ авторских программ и методик; утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах; ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля; работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в образовательной деятельности; взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов; организация открытых уроков с целью ознакомления с методическими разработками; изучение передового педагогического опыта; экспериментальная работа по предмету; выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету; разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; анализ методов преподавания предмета; отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работы на курсах повышения квалификации, творческих командировках; организация и проведение предметных недель (декад и т.п.), предметных олимпиад, конкурсов, смотров, научных конференций; укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебнонаглядных пособий по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока. 3. Функции методического объединения учителей–предметников 3.1. Работа методического объединения организуется на основе планирования, отражающего план работы школы, рекомендации городского методического кабинета, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей. 1 3.2. Методическое объединение учителей–предметников часть своей работы осуществляет на заседаниях, где анализируются или принимаются к сведению решения задач, изложенных во втором разделе. 3.3. Методическое объединение учителей–предметников организовывает семинарские занятия, проводит цикл открытых уроков по определенной методическим советом теме, проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы, планирует оказание конкретной методической помощи учителям-предметникам. 3.4. Методическое объединение учителей–предметников определяет систему внеклассной работы по предмету, ее ориентацию, идеи, организует разработку методических рекомендаций для обучающихся и их родителей (законных представителей) в целях наилучшего усвоения знаний, повышения культуры учебного труда, соблюдения режима труда и отдыха. 3.5. Методическое объединение учителей–предметников обеспечивает преемственность в преподавании учебных дисциплин, между учебной и внеклассной работой по предмету. 3.6. Методическое объединение учителей–предметников анализирует состояние учебных кабинетов, планирует их развитие. 4. Содержание и основные формы деятельности методического объединения 4.1. В содержание деятельности методического объединения входят: изучение нормативной и методической документации по вопросам образования; отбор содержания и составление рабочих программ по предметам с учетом вариативности и разноуровнего их преподавания; анализ авторских программ и методик учителей; проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области; организация взаимопосещений уроков; выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися учебных программ; обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в методическом объединении; методическое сопровождение обучающихся при прохождении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов; организация работы по накоплению дидактического материала; ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету; проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках; организация и проведение предметных недель в организации, осуществляющей образовательную деятельность; работа по активизации творческого потенциала учителе утверждения локальных актов, регламентирующих образовательную деятельность общеобразовательной организации. 4.2. Основными формами работы методического объединения являются: заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся; круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам; 2 творческие отчеты учителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии; предметные недели; взаимопосещение уроков; организационно-деятельностные игры. 5. Основные направления деятельности методического объединения 5.1. Аналитическая деятельность: изучение и анализ состояния преподавания предмета; выявление профессиональных запросов педагогов, а также затруднений дидактического и методического характера в образовательной деятельности; анализ работы МО за учебный год; 5.2. Информационная деятельность: изучение нормативной и методической документации с целью ознакомления педагогов с новыми направлениями в развитии общего (специального) образования детей; ознакомление педагогов с анализом состояния преподавания предмета или группы предметов по итогам внутришкольного контроля; ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической литературы на бумажных и электронных носителях. 5.3. Организационно-методическая деятельность: отбор содержания и составление учебных (рабочих) программ по предметам с учётом вариативности; анализ авторских программ и методик учителей; выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися учебных программ; утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в выпускных классах (для устных экзаменов); разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, зачётная и т.д.); совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебнометодического обеспечения; организация взаимопосещения уроков с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета; проведение открытых уроков по определённой тематике с последующим самоанализом; 3 организация и проведение предметных недель (декад) в организации, осуществляющей образовательную деятельность; обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в МО; отчёты о профессиональном самообразовании учителей, о работе на курсах повышения квалификации. 5.4. Научно-исследовательская деятельность: изучение и освоение методологии ведения опытно-экспериментальной и научноисследовательской работы; участие в экспериментах и научных исследованиях по важнейшим проблемам по своему предмету, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества преподавания учебных предметов. 6. Организация деятельности методического объединения 6.1. Методическое объединение учителей ежегодно избирает руководителя; 6.2. Руководитель МО: составляет план МО, который рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной (методической) работе и утверждается директором; участвует в составлении тематических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и навыков обучающихся; оказывает методическую помощь молодым специалистам; участвует в работе школьной аттестационной комиссии; ведёт протоколы заседаний МО. 6.3. Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания руководитель МО обязан сообщить заместителю директора по УВР, курирующего методическую работу. 6.4. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются решения, которые фиксируются в журнале протоколов. 6.5. Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителем по УВР в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемого директором организации, осуществляющей образовательную деятельность. 7. Права и обязанности методического объединения 7.1. Методическое объединение имеет право: выражать пожелания руководству образовательной организации при распределении учебной нагрузки; вносить предложения об установлении надбавок и доплат к должностным окладам за заведование предметными учебными кабинетами, за ведение предметных кружков; требовать от администрации своевременного обеспечения членов методического объединения всей необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической документацией; проводить конкурсы профессионального мастерства, смотры учебных кабинетов. 4 7.2. Каждый участник методического объединения обязан: участвовать в заседаниях методического объединения; стремиться к повышению уровня профессионального мастерства; знать тенденции развития методики преподаваемого предмета; владеть основами самоанализа педагогической деятельности; своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы учебных предметов соответствующей образовательной области; активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных мероприятий по предмету и т. д.). 8. Права и обязанности руководителя методического объединения 8.1. Руководитель методического объединения имеет право в пределах своей компетенции: вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей; посещать любые мероприятия, проводимые участниками МО, для оказания методической помощи и осуществления систематического контроля за качеством их проведения; получать от администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность, информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по вопросам образовательной деятельности; обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками других учреждений образования; обращаться за консультациями по проблемам образовательной деятельности к методистам, в подразделения научно-исследовательских институтов, к исследователям в интересах совершенствования своей работы; повышать профессиональную квалификацию удобным для себя способом. 8.2.Основные направления деятельности руководителя методического объединения: составление плана работы МО на год; координация работы учителей МО по выполнению плана и учебных программ; отслеживание качества профессиональной деятельности учителей; организация повышения квалификации учителей МО через постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, круглые столы, творческие отчеты и т. п.); создание информационного банка данных об учителях МО; проведение предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных состязаний, организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся и учителей организации, осуществляющей образовательную деятельность; изучение современных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для учителей МО; 5 установление и развитие творческих связей и контактов подразделениями в других учебных заведениях; анализ результатов образовательной деятельности по предметам; организация работы наставников с молодыми специалистами. с аналогичными 9. Делопроизводство 9.1. К документации методического объединения относятся: приказ директора организации, осуществляющей образовательную деятельность, о создании методического объединения; приказ о назначении на должность руководителя методического объединения; положение о методическом объединении; анализ работы МО за прошедший учебный год с указанием степени выполнения плана работы МО, самого существенного и ценного опыта МО и отдельных учителей, оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, оценки результатов предметных олимпиад (в динамике за несколько лет), анализа проведения открытых уроков, итогов взаимопосещения уроков, состояния материально-технической базы предметных кабинетов и описания работы по ее поддержанию, причин неудач в работе МО и отдельных педагогов (если таковые имелись); план работы МО в новом учебном году; банк данных об учителях, входящих в МО; план работы с молодыми учителями; план проведения предметной недели; сведения о темах самообразования учителей, входящих в МО; сведения о занятиях внеурочной деятельности, которые ведут члены МО; график проведения административных контрольных работ. 9.2. Анализ деятельности МО представляется администрации школы в конце учебного года, план работы на год - в начале учебного года. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о методическом объединении является локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на педагогическом совете и утверждается (вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Положение о методическом объединении принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 6