положение о школьном методическом объединении

2. Цели и задачи методического объединения
2.1. Методическое объединение учителей-предметников создается как одна из форм
самоуправления в целях:
 совершенствования методического и профессионального мастерства учителей;
 организации взаимопомощи для обеспечения соответствия современным требованиям к
обучению, воспитанию и развитию школьников;
 объединения творческих инициатив;
 разработки современных требований к уроку, классному часу, внеурочному
мероприятию и т.п.
2.2. Методическое объединение учителей-предметников решает следующие задачи:
 изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
 отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом
вариативности и разноуровневости;
 анализ авторских программ и методик;
 утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах;
 ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного
контроля;
 работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в
образовательной деятельности;
 взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и
анализом достигнутых результатов;
 организация открытых уроков с целью ознакомления с методическими разработками;
 изучение передового педагогического опыта;
 экспериментальная работа по предмету;
 выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе
разработанных образовательных стандартов по предмету;
 разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
 анализ методов преподавания предмета;
 отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работы на курсах повышения
квалификации, творческих командировках;
 организация и проведение предметных недель (декад и т.п.), предметных олимпиад,
конкурсов, смотров, научных конференций;
 укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебнонаглядных пособий по предмету в соответствие с современными требованиями к
учебному кабинету, к оснащению урока.
3. Функции методического объединения учителей–предметников
3.1. Работа методического объединения организуется на основе планирования,
отражающего план работы школы, рекомендации городского методического кабинета,
методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим
индивидуальные планы профессионального самообразования учителей.
1

3.2. Методическое объединение учителей–предметников часть своей работы осуществляет
на заседаниях, где анализируются или принимаются к сведению решения задач, изложенных во
втором разделе.
3.3. Методическое объединение учителей–предметников организовывает семинарские
занятия, проводит цикл открытых уроков по определенной методическим советом теме,
проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные
программы, планирует оказание конкретной методической помощи учителям-предметникам.
3.4. Методическое объединение учителей–предметников определяет систему внеклассной
работы по предмету, ее ориентацию, идеи, организует разработку методических рекомендаций
для обучающихся и их родителей (законных представителей) в целях наилучшего усвоения
знаний, повышения культуры учебного труда, соблюдения режима труда и отдыха.
3.5. Методическое объединение учителей–предметников обеспечивает преемственность в
преподавании учебных дисциплин, между учебной и внеклассной работой по предмету.
3.6. Методическое объединение учителей–предметников анализирует состояние учебных
кабинетов, планирует их развитие.
4. Содержание и основные формы деятельности методического объединения
4.1. В содержание деятельности методического объединения входят:
 изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
 отбор содержания и составление рабочих программ по предметам с учетом
вариативности и разноуровнего их преподавания;
 анализ авторских программ и методик учителей;
 проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной
образовательной области;
 организация взаимопосещений уроков;
 выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися учебных
программ;
 обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в методическом
объединении;
 методическое сопровождение обучающихся при прохождении наиболее трудных тем,
вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов;
 организация работы по накоплению дидактического материала;
 ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету;
 проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию
 учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о
творческих командировках;
 организация и проведение предметных недель в организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
 работа по активизации творческого потенциала учителе
 утверждения локальных актов, регламентирующих образовательную деятельность
общеобразовательной организации.
4.2. Основными формами работы методического объединения являются:
 заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
 круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам;
2

 творческие отчеты учителей;
 открытые уроки и внеклассные мероприятия;
 лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания,
вопросам общей педагогики и психологии;
 предметные недели;
 взаимопосещение уроков;
 организационно-деятельностные игры.
5. Основные направления деятельности методического объединения
5.1. Аналитическая деятельность:
 изучение и анализ состояния преподавания предмета;
 выявление профессиональных запросов педагогов, а также затруднений дидактического
и методического характера в образовательной деятельности;
 анализ работы МО за учебный год;
5.2. Информационная деятельность:
 изучение нормативной и методической документации с целью ознакомления педагогов с
новыми направлениями в развитии общего (специального) образования детей;
 ознакомление педагогов с анализом состояния преподавания предмета или группы
предметов по итогам внутришкольного контроля;
 ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической
литературы на бумажных и электронных носителях.
5.3. Организационно-методическая деятельность:
 отбор содержания и составление учебных (рабочих) программ по предметам с учётом
вариативности;
 анализ авторских программ и методик учителей;
 выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися учебных
программ;
 утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в
переводных классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в
выпускных классах (для устных экзаменов);
 разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая,
зачётная и т.д.);
 совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебнометодического обеспечения;
 организация взаимопосещения уроков с целью ознакомления с методическими
разработками сложных тем предмета; проведение открытых уроков по определённой
тематике с последующим самоанализом;

3

 организация и проведение предметных недель (декад) в организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
 обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в МО;
 отчёты о профессиональном самообразовании учителей, о работе на курсах повышения
квалификации.
5.4. Научно-исследовательская деятельность:
 изучение и освоение методологии ведения опытно-экспериментальной и научноисследовательской работы;
 участие в экспериментах и научных исследованиях по важнейшим проблемам по своему
предмету, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества
преподавания учебных предметов.
6. Организация деятельности методического объединения
6.1. Методическое объединение учителей ежегодно избирает руководителя;
6.2. Руководитель МО:
 составляет план МО, который рассматривается на заседании МО, согласовывается с
заместителем директора по учебно-воспитательной (методической) работе и
утверждается директором;
 участвует в составлении тематических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и
навыков обучающихся;
 оказывает методическую помощь молодым специалистам;
 участвует в работе школьной аттестационной комиссии;
 ведёт протоколы заседаний МО.
6.3. Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте
проведения заседания руководитель МО обязан сообщить заместителю директора по УВР,
курирующего методическую работу.
6.4. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются решения, которые
фиксируются в журнале протоколов.
6.5. Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителем
по УВР в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля,
утверждаемого директором организации, осуществляющей образовательную деятельность.
7. Права и обязанности методического объединения
7.1. Методическое объединение имеет право:
 выражать пожелания руководству образовательной организации при распределении
учебной нагрузки;
 вносить предложения об установлении надбавок и доплат к должностным окладам за
заведование предметными учебными кабинетами, за ведение предметных кружков;
 требовать от администрации своевременного обеспечения членов методического
объединения всей необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической
документацией;
 проводить конкурсы профессионального мастерства, смотры учебных кабинетов.
4

7.2. Каждый участник методического объединения обязан:






участвовать в заседаниях методического объединения;
стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
знать тенденции развития методики преподаваемого предмета;
владеть основами самоанализа педагогической деятельности;
своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и
преподавания учебного предмета или группы учебных предметов соответствующей
образовательной области;
 активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных
мероприятий по предмету и т. д.).
8. Права и обязанности руководителя методического объединения
8.1. Руководитель методического объединения имеет право в пределах своей
компетенции:
 вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей;
 посещать любые мероприятия, проводимые участниками МО, для оказания
методической помощи и осуществления систематического контроля за качеством их
проведения;
 получать от администрации организации, осуществляющей образовательную
деятельность, информацию нормативно-правового и организационно-методического
характера по вопросам образовательной деятельности;
 обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с
администрацией и педагогическими работниками других учреждений образования;
 обращаться за консультациями по проблемам образовательной деятельности к
методистам, в подразделения научно-исследовательских институтов, к исследователям в
интересах совершенствования своей работы;
 повышать профессиональную квалификацию удобным для себя способом.











8.2.Основные направления деятельности руководителя методического объединения:
составление плана работы МО на год;
координация работы учителей МО по выполнению плана и учебных программ;
отслеживание качества профессиональной деятельности учителей;
организация повышения квалификации учителей МО через постоянно действующие
формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы,
круглые столы, творческие отчеты и т. п.);
создание информационного банка данных об учителях МО;
проведение предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных состязаний,
организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся и учителей
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
изучение современных процессов в методике преподавания учебных предметов и
выработка на их основе рекомендаций для учителей МО;
5

 установление и развитие творческих связей и контактов
подразделениями в других учебных заведениях;
 анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
 организация работы наставников с молодыми специалистами.














с

аналогичными

9. Делопроизводство
9.1. К документации методического объединения относятся:
приказ директора организации, осуществляющей образовательную деятельность, о
создании методического объединения;
приказ о назначении на должность руководителя методического объединения;
положение о методическом объединении;
анализ работы МО за прошедший учебный год с указанием степени выполнения плана
работы МО, самого существенного и ценного опыта МО и отдельных учителей, оценки
знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, оценки результатов предметных
олимпиад (в динамике за несколько лет), анализа проведения открытых уроков, итогов
взаимопосещения уроков, состояния материально-технической базы предметных
кабинетов и описания работы по ее поддержанию, причин неудач в работе МО и
отдельных педагогов (если таковые имелись);
план работы МО в новом учебном году;
банк данных об учителях, входящих в МО;
план работы с молодыми учителями;
план проведения предметной недели;
сведения о темах самообразования учителей, входящих в МО;
сведения о занятиях внеурочной деятельности, которые ведут члены МО;
график проведения административных контрольных работ.

9.2. Анализ деятельности МО представляется администрации школы в конце учебного
года, план работы на год - в начале учебного года.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о методическом объединении является локальным
нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность,
принимается на педагогическом совете и утверждается (вводится в действие) приказом
директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о методическом объединении принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1.
настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».