ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект. Фонетика и графика Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму). Орфоэпия[4] Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление). Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение). Синтаксис Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. [1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение». [2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ [4] Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; • неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; • корректно и аргументированно высказывать своё мнение; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; • выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; • ответственно выполнять свою часть работы; • оценивать свой вклад в общий результат; • • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: • • • • • • • • • • • • осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту; проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи; определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи; устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем • • • • • • • • • • • времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); производить синтаксический разбор простого предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов; правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания; • • • • • • • • • • • • • находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки; осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие); определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста; составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Общие сведения о языке 1 1 0 2 Фонетика и графика 2 1 1 3 Лексика 5 1 1 4 Состав слова 5 1 1 5 Морфология 43 1 1 6 Синтаксис 16 1 1 7 Орфография и пунктуация 50 1 1 8 Развитие речи 30 1 1 Резервное время 18 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 12 8 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ) 4 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения 1 Русский язык как язык межнационального общения. Наша речь и наш язык 1 0 0 01.09 2 Текст: тема и основная мысль. Текст и его план 1 0 1 04.09 3 Текст: заголовок 1 0 1 05.09 4 Текст. План текста 1 0 1 06.09 5 Текст. Структура текста. Составление текста (сказки) по его началу 1 0 1 07.09 6 Вспоминаем типы текстов 1 1 0 08.09 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84452d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84452d2 Библиотека ЦОК 7 Различаем тексты-повествования, тексты-описания и текстырассуждения 1 0 1 11.09 8 Текст. Образные языковые средства 1 0 1 12.09 9 Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста 1 0 1 13.09 10 Пишем собственный текст по предложенному заголовку 1 1 0 14.09 11 Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные 1 0 1 15.09 12 Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные 1 0 1 18.09 13 Резервный урок по разделу синтаксис: отработка темы "Предложения с обращениями" 1 0 1 19.09 1 0 1 20.09 14 Распространенные и нераспространенные предложения https://m.edsoo.ru/f843585a, https://m.edsoo.ru/f843617e, https://m.edsoo.ru/f8437a56 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443586 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443a04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435c42 15 Словосочетание 1 0 0 21.09 16 Связь слов в словосочетании 1 1 0 22.09 17 Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов) 1 0 1 25.09 18 Связь слов в словосочетании: обобщение 1 0 1 26.09 19 Предложение и словосочетание: сходство и различие. Тренинг 1 0 1 27.09 20 Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ текста. Изложение 1 0 0 28.09 21 Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение. Тренинг 1 0 0 29.09 22 Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и 1 0 1 02.10 23 Интонация перечисления в предложениях с однородными членами 1 0 1 03.10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84359a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2513de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84359a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441466 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60 24 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами 1 0 1 04.10 1 0 1 05.10 26 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но 1 0 1 06.10 27 Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов 1 0 1 09.10 28 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов 1 1 0 10.10 29 Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Написание текста по репродукции картины И. Левитана "Золотая осень" 1 0 1 11.10 30 Запятая между однородными членами. Тренинг 1 0 0 12.10 25 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом и Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8427ef8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842809c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445822 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8 31 Запятая между однородными членами, соединенными союзом. Тренинг 1 0 0 13.10 32 Простое и сложное предложение. Как отличить сложное предложение от простого предложения? 1 0 1 16.10 33 Союз как часть речи 1 0 0 17.10 34 Сложные предложения 1 0 0 18.10 35 Сложные предложения с союзами и, а, но 1 0 1 19.10 36 Союзы «и», «а», «но» в простых и сложных предложениях 1 0 1 20.10 37 Наблюдаем за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых 1 0 1 23.10 38 Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых 1 0 1 24.10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844436e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84445f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84444d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84448dc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444ada Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444bfc 39 Сложные предложения без союзов. Тренинг 1 0 1 25.10 40 Предложения с прямой речью после слов автора 1 0 0 26.10 41 Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора 1 0 0 27.10 42 Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения 1 0 1 08.11 43 Резервный урок по разделу синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе 1 0 1 09.11 44 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов. О происхождении слов. Заимствованные слова 1 0 1 10.11 45 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и его значение. Многозначные слова 1 0 0 13.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444f3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84453f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84456e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843876c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436656 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436818 46 Сочинение как вид письменной работы. Написание сочинения по своим наблюдениям 1 1 0 14.11 47 Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов 1 0 0 15.11 48 Учимся понимать фразеологизмы 1 0 0 16.11 49 Учимся использовать фразеологизмы 1 0 0 17.11 50 Повторяем состав слова 1 0 1 20.11 51 Основа слова 1 0 1 21.11 52 Неизменяемые слова: состав слова. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса 1 0 1 22.11 53 Отрабатываем разбор слова по составу 1 0 1 23.11 54 Правописание суффиксов имён существительных. Правописание приставок и суффиксов 1 0 1 24.11 55 Правила правописания, изученные в 1-3 классах. 1 0 1 27.11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84274ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843698a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436b10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436caa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436ffc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445a70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84378da Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова Повторение правил 56 правописания, изученных в 1—3 классах. Правописание непроизносимых согласных. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с буквами Ъ и Ь 1 1 0 28.11 57 Обобщение: самостоятельные и служебные части речи 1 0 1 29.11 58 Наречие: значение, вопросы, употребление в речи 1 0 1 30.11 59 Как образуются наречия. Виды наречий (наблюдение) 1 0 0 01.12 60 Наречие: обобщение знаний 1 0 1 04.12 61 Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов 1 0 1 05.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84383ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844304a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443298 62 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Имя существительное": Как определить падеж имени существительного? Признаки 1 0 1 06.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439a86 падежных форм имен существительных 63 Несклоняемые имена существительные 1 0 1 07.12 64 Имена существительные 1, 2, 3-го склонения 1 0 1 08.12 65 Падежные окончания имен существительных 1-го склонения 1 0 1 11.12 66 Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Составление текста по репродукции картины А. Пластова "Первый снег" 1 0 1 12.12 67 Падежные окончания имен существительных 2-го склонения 1 0 1 13.12 68 Падежные окончания имен существительных 3-го склонения 1 0 1 14.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439ff4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439e64 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac 69 Особенности падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже 1 0 1 15.12 70 Особенности падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже 1 0 1 18.12 71 Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения 1 0 1 19.12 72 Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения 1 0 1 20.12 73 Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения 1 0 1 21.12 74 Правописание падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже 1 0 1 22.12 75 Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже 1 0 1 25.12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a800 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac 76 Правописание падежных окончаний имён существительных в творительном падеже 1 0 1 26.12 77 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе 1 0 1 27.12 78 Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах 1 0 1 28.12 79 Безударные падежные окончания имён существительных: систематизация 1 0 1 29.12 80 Безударные падежные окончания имён существительных: обобщение 1 0 1 10.01 81 Морфологический разбор имени существительного 1 1 0 11.01 82 Учимся пересказывать: выборочный устный пересказ текста 1 0 0 12.01 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a2c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a67a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a95e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437768 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437c72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ac10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843aabc 83 Резервный урок по разделу орфография: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе 1 0 0 15.01 84 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе 1 0 1 16.01 85 Пишем подробный пересказ текста. Изложение 1 1 0 17.01 86 Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных 1 0 1 18.01 87 Зависимость формы имени прилагательного от формы имени Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a152 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843760a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ad5a Библиотека ЦОК 1 0 1 19.01 https://m.edsoo.ru/f843ae9a, https://m.edsoo.ru/f843afda существительного. Род и число имен прилагательных 88 Пишем сжатый пересказ текста 1 1 0 22.01 89 Склонение имен прилагательных 1 0 1 23.01 90 Правописание падежных окончаний имён прилагательных 1 0 1 24.01 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b818 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438122 91 Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе 1 0 1 25.01 92 Редактируем предложенный текст. Работа с деформированными предложениями и текстом 1 0 1 26.01 93 Особенности склонения имён прилагательных во множественном числе 1 0 1 29.01 94 Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе 1 0 1 30.01 1 1 0 31.01 95 Пишем сочинение-описание на тему. Составление сравнительного описания на заданную тему по данному началу Библиотека ЦОК 96 Морфологический разбор имени прилагательного 1 0 1 01.02 97 Безударные падежные окончания имён прилагательных: систематизация 1 0 1 02.02 98 Безударные падежные окончания имён прилагательных: обобщение 1 0 1 05.02 https://m.edsoo.ru/f843bac0, https://m.edsoo.ru/f843bc28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843966c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c984 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c7c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843caec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a 99 Можно ли по-разному читать один и тот же текст? Сравнение художественного и научного описания 1 0 0 06.02 100 Резервный урок по разделу морфология: Отработка темы "Имя прилагательное" 1 0 0 07.02 101 Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения. Написание текста по репродукции картины И. Грабаря "Февральская лазурь" 1 0 0 08.02 102 Нормы речевого этикета 1 0 0 09.02 103 Правописание имён прилагательных: падежные окончания 1 0 1 12.02 104 Резервный урок по разделу орфография: Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Повторение 1 0 1 13.02 105 Местоимение. Личные местоимения 1 0 1 14.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438276 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843617e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cc40 106 Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица 1 0 1 15.02 107 Склонение личных местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица 1 0 1 16.02 108 Пишем текст по предложенному плану 1 1 0 19.02 109 Правописание личных местоимений. Написание личных местоимений с предлогами 1 0 1 20.02 110 Особенности диалога. Составление текста по рисунку с включением диалога. Инсценировка диалога. Составление диалога по данным условиям 1 0 1 21.02 111 Резервный урок по разделу морфология: тема "Использование местоимений для устранения неоправданного повтора слов в тексте" 1 0 0 22.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cda8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cefc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d05a, https://m.edsoo.ru/f843d424 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d5a0 112 Раздельное написание личных местоимений с предлогами. Тренинг 113 Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление. Письмо. Написание поздравления к празднику 8 марта. Подбор и составление объявлений для стенной газеты 1 0 1 27.02 114 Глагол как часть речи 1 0 1 28.02 115 Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» 1 0 1 29.02 116 Неопределенная форма глагола 1 0 1 01.03 117 Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины 1 0 1 04.03 118 Настоящее время глагола 1 0 1 05.03 119 Прошедшее время глагола 1 0 1 06.03 120 Будущее время глагола 1 0 1 07.03 1 0 1 26.02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2, https://m.edsoo.ru/f843d6f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d866 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843dce4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f210 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84419e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08 121 Настоящее, прошедшее и будущее время глагола 1 0 1 11.03 122 Ситуации устного и письменного общения. Составление текста о правилах уличного движения 1 0 1 12.03 123 Речь: диалогическая и монологическая 1 0 1 13.03 124 Особенности разбора глаголов по составу 1 0 1 14.03 125 Глагол в словосочетании 1 0 1 15.03 126 Глагол в предложении 1 0 0 18.03 127 Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам 1 0 1 19.03 128 Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе 1 0 1 20.03 129 Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа 1 0 1 21.03 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378, https://m.edsoo.ru/f84354ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84422b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442dd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844168c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f7c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f90e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fa44 130 Отрабатываем правописание глаголов в форме 2-го лица единственного числа 1 0 1 22.03 131 I и II спряжение глаголов 1 0 1 03.04 132 Личные формы глагола 1 0 1 04.04 133 Личные окончания глаголов I и II спряжения 1 0 1 05.04 134 Способы определения I и II спряжения глаголов 1 0 0 08.04 135 Отработка способов определения I и II спряжения глаголов 1 0 1 09.04 136 Пишем сочинение-повествование на тему. Составление рассказа (сказки) по содержанию пословицы, фрвзеологизма 1 0 1 10.04 137 Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями 1 0 1 11.04 138 Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений 1 0 1 12.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84402f0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440408 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844052a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84410a6 139 Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 0 1 15.04 140 Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов 1 0 1 16.04 141 Безударные личные окончания глаголов: трудные случаи 1 0 1 17.04 142 Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний глаголов 1 0 1 18.04 143 Резервный урок по разделу морфология: Что такое возвратные глаголы? 1 0 1 19.04 144 Правописание глаголов на -ться и –тся 1 0 1 22.04 145 Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –тся 1 1 0 23.04 146 Частица НЕ, её значение (повторение) 1 0 1 24.04 147 Пишем сочинение-рассуждение на тему. Составление текстарассуждения по таблице, правилу 1 0 1 25.04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440732 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844087c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440a2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84412f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fb98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fcd8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84400ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843db72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bd72 148 Безударные личные окончания глаголов: систематизация 1 0 1 26.04 149 Безударные личные окончания глаголов: обобщение 1 0 1 29.04 150 Правописание глаголов прошедшем времени 1 0 1 30.04 151 Отрабатываем правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени 1 0 0 02.05 152 Морфологический разбор глагола 1 0 1 03.05 153 Обобщение знаний о глаголе 1 0 1 06.05 154 Глагол: систематизация знаний 1 0 0 07.05 155 Резервный урок по разделу морфология: Глагол. Отработка материала 1 0 0 08.05 156 Резервный урок по разделу морфология: Отработка темы "Глагол" 1 0 1 10.05 157 Резервный урок по разделу морфология: Проверь себя 1 0 1 13.05 в Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844179a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442078 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442cb2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25110e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844219a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442b90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844157e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436e12 158 Резервный урок по разделу морфология: Проверочная работа 1 0 1 14.05 159 Пишем подробный пересказ текста. Изложение 1 0 1 15.05 160 Изученные правила правописания глаголов: систематизация 1 0 1 16.05 161 Отрабатываем изученные правила правописания глаголов 1 0 1 17.05 162 Как сделать текст интереснее. Составление текста по репродукции карины И. Шишкина "Рожь" 1 0 1 20.05 163 Наблюдаем за написанием разных частей речи 1 0 1 21.05 164 Орфографический тренинг: правописание разных частей речи 1 0 1 22.05 165 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа на тему "Безударные личные окончания глаголов" 1 0 1 23.05 166 Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста 1 0 1 24.05 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439306 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84418c6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d9e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84424ec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251c12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251956 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442a6e 167 Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа 1 0 1 168 Характеристика звуков русского языка. Звуки и буквы 1 0 1 169 Звуко-буквенный разбор слова 1 0 1 170 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Чему мы научились на уроказ правописания в 4 классе" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84423d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843639a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84364e4 Библиотека ЦОК 1 1 170 13 https://m.edsoo.ru/fa251adc, https://m.edsoo.ru/fa251d48 130 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.1- 4 класс в 2-х частях. Москва «Просвещение»,2019г. Канакина В.П.: Русский язык. Рабочая тетрадь 1-4 класс в 2-х частях. Москва «Просвещение»,2022г. Приложение на электронном носителе Канакина В. П. Русский язык.4 класс. М.: Просвещение. 2022. Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2019 г. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи.- М.:АСТ Астрель,2019 Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/2/?ysclid=llzk5ejhuk236732282 Учи.ру https://uchi.ru/catalog/rus/2-klass/grade-109 ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/russkyyazik/2klass?ysclid=llzk0y5hjf937594701 1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru 2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 5. Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ru оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования 1-4 класс 6. Школьный портал http://www.portalschool.ru 7. Федеральный портал «Информационноhttp://www.ict.edu.ru коммуникационные технологии в образовании» 8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru 9. Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл. 10. Газета «Математика» Издательский дом http://www.math.1september.ru «Первое сентября» 11. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru сайт для учителей» 1-4 класс 12. Сайт «Я иду на урок русского языка» http://www.rus.1september.ru и электронная версия газеты «Русский язык» 1-4 кл. 13. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru 14. Музыкальная коллекция Российского http://www.musik.edu.ru общеобразовательного портала 15.Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.com детей и родителей (1-4 класс) ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА